Сочинение по картине Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

В 1899 году Россия праздновала столетие итальянского похода Суворова. В. Суриков написал картину, приуроченную к этому событию, на которой отобразил одно из стратегически значимых событий похода – переход полководца с армией через Альпы.

Темой картины стал тот момент, когда во время итальянского похода в 1799 году, полководец Александр Суворов совершил маневр в тыл противника через Альпы, которые считались до тех пор неприступными горами.

Зарисовки к картине автор делал непосредственно в Альпах, на том самом месте, где был Суворов с армией. На картине показано русское войско, скатывающаяся с ледяной кручи.

Главная особенность картины – движение. Причем оно показано в нарастании: на заднем плане, ближе к ущелью, солдаты еще идут, изображенные перед ними показаны в некой спешке, их ноги немного впереди туловища, тело как будто бы не может приспособиться и принять правильную форму. Солдаты, изображенные на первом плане, вообще скатываются по снегу на горе, присев на корточки.

Позы солдаты, их сосредоточенные лица, темный пейзаж гор, будто борющийся с яркостью белого снега у подножий – все это создает эффект недоступности Альп. Но русские солдаты уже здесь, и они идут, и картина в первую очередь подчеркивает сложность перехода и героизм русских солдат.

Слева у пропасти показан, сидящим на коне, полководец Суворов. Он стар, седовлас, небольшого роста. Но его прямая спина, вытянутая вперед рука, призывающая к движению, да и само нахождение рядом с солдатами у края пропасти говорит о его твердом характере, решительности и вере в силы своих солдат. Эта уверенность передается и всему войску: многие солдаты смотрят на Суворова с неким обожанием, кто-то улыбается, и все продолжают идти вперед, никто не сдается.

Важную роль в картине суриков отдал детальности: он прорисовал каждый элемент одежды, оружия русской армии, морщинки на лицах солдат. Такое изображение делает картину максимально реалистичной, зритель понимает, что видит то, что происходило на самом деле.

Однако нашлись исследователи, которые критиковали творение Сурикова за неточности, как примкнутые к ружьям штыки, чего не могло быть, так как солдаты таким образом могли бы пораниться о штык. Суриков отвечал на такие претензии, что в данной картине он ставил во главу героизм русских солдат, их душевное состояние, а остальное служило лишь фоном для его восприятия.

Понравилось сочинение? Расскажи о нём друзьям!